Паспорта специальностей научных работников
(по состоянию на 1 июля 2002 года)

Шифр специальности:
10.01.08 Теория литературы, текстология

Формула специальности:
"Теория литературы" – специальность по выявлению связей философских и филологических наук, прежде всего литературоведения как науки. Соприкасается с философией как таковой, т. е. с системой наиболее общих взглядов на мир, выраженных на рациональном уровне. С другой стороны, литературоведческая стилистика непосредственно соотносится со стилистикой лингвистической и с лингвистикой в ее целом, в ее как традиционных, так и структурально-семиотических образцах. Социальное значение этой специальности в том, что она участвует в разработке духовно-идеологических основ государства в новой культурно-политической обстановке. "Текстология" – область филологической науки об истории текстов и принципах их издания. Тексты могут быть литературные и фольклорные, но также и научные, если они были связаны с исследованием литературы, фольклора и языка. Объект текстологии – рукописи, прижизненные и посмертные издания литературных произведений, дневников, записных книжек, писем;
  • записи (словесные и аудиовизуальные) устного народного творчества
    .
    История текста – путь к истории литературы и фольклора. Особое направление – практическая текстология, то есть научное обоснование того или иного издания.

    Область исследования:
    1. Разработка научных основ соотношений общего и художественного мировоззрений.
    2. Разработка научных основ и методов изучения связи между различными видами духовной деятельности – художественной, религиозной, философской, имея в приоритетах деятельность литературно-художественную, т. е. искусство слова и религия, искусство слова и философия в их подразделениях.
    3. Дальнейшая разработка соотношения теории литературы, поэтики и традиционной лингвистики, прежде всего лингвистической стилистики.
    4. Дальнейшая разработка научных основ философии литературно-художественного стиля – центральной литературоведческой категории, обозначающей собою соотношение между внешним и внутреннем в творчестве.
    5. Дальнейшая разработка научных основ поэтики как теории литературно-художественного стиля.
    6. Дальнейшая разработка соотношения категорий литературно-художественного стиля, творческого метода, жанра, речевого стиля и других, конкретных научно-методологических категорий.
    7. Дальнейшая разработка вопроса об уровне соотношений теории литературы и, в частности, поэтики с системами структурного и постструктурного анализа, с категориями герменевтики, деструкции и т. д.
    8. Изучение конкретно-духовных и стилевых тенденций в художественной литературе.
    9. Изучение стиховой культуры.
    10. Обобщение опыта художественно-переводческой деятельности.
    11. Обобщение опыта жанрового развития, движения различных видов художественной речи в их сочетаниях и т. д.
    12. Дальнейшее изучение школ и методик литературоведения: - теоретические основы текстологии, главные понятия, пути и приемы исследования, разные школы в текстологии; - типы изданий литературных и фольклорных текстов; - проблемы атрибуции (установление авторства). Раздел Dubia (приписываемое) и способы его формирования; - текстология произведений, опубликованных автором. Соотношение источников и выбор основного текста по всем другим источникам, рукописным и печатным. Принципы и методы этой "критики"; - своеобразие текстологических подходов к незавершенным произведениям, не опубликованных самим автором; - знание творческой истории как достоверное свидетельство об авторском замысле, его движении и достигнутом результате; значение этих данных для суждений об эволюции писателя и шире – об историко-литературном процессе; - текстология произведений, распространявшихся в списках; - редакция и вариант в устном народном творчестве, пути и методы подготовки научных изданий и фольклора; - лингвистические аспекты изучения истории текста; - проблемы датировки, хронология рукописей как основа текстологического исследования; - типы и виды комментария.

    Отрасль наук:
    филологические науки.
  •