Паспорта специальностей научных работников
(по состоянию на 1 июля 2002 года)
Шифр специальности:
13.00.07 Теория и методика дошкольного образования
Формула специальности:
Содержанием специальности 13.00.07 – "Теория и методика дошкольного образования" является разработка проблем содержания, форм, методов и средств воспитания, обучения и развития (психического, физического, интеллектуального и нравственно-эстетического) детей дошкольного возраста от рождения до перехода в школу в условиях деятельности разных видов дошкольных учреждений и управление этим процессом.
Область исследования:
1. Теория и методология исследования проблем воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.
2. Психолого-педагогические основы и специфика формирования личности ребенка от рождения до перехода в школу.
3. Факторы, определяющие развитие ребенка-дошкольника, и формирование его личности на всем протяжении дошкольного детства. Специфика их влияния на процесс развития и формирования личности на каждом этапе возрастного развития.
4. Особенности взаимодействия всех институтов воспитания и образования детей дошкольного возраста (семья, детский сад, "детский сад – начальная школа", учреждения дополнительного образования).
5. Искусство как основа формирования личности ребенка, педагогические условия его эффективного использования с учетом специфики каждого его вида, доступности и особенностей восприятия и понимания его детьми на разных этапах дошкольного возраста.
6. Воспитание и развитие детей в процессе различных видов деятельности (разнообразных игр: сюжетно-ролевых, подвижных, дидактических, драматизации; художественной деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной и других; трудовой и учебной деятельности).
7. Методология и методика подготовки детей к школе.
8. Преемственность воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста.
9. Индивидуальные особенности усвоения детьми содержания образования и воспитания, овладения навыками и умениями в различных видах деятельности.
10. Индивидуальный подход к детям в процессе их воспитания, обучения и формирования личности.
11. Разработка научно обоснованных программ воспитания и обучения детей по всем направлениям содержания педагогической деятельности и для разных возрастных этапов:
- физическое воспитание и развитие;
- сенсорное и интеллектуальное воспитание и развитие;
- формирование нравственных качеств личности и привычек;
- художественно-эстетическое воспитание;
- этнокультурное образование, воспитание и развитие личности дошкольников;
- ознакомление детей с природой и экологическое воспитание.
12. Управление дошкольным учреждением на современном этапе развития общества (проблемы подбора, подготовки, расстановки, повышения квалификации педагогических кадров; планирование деятельности дошкольных образовательных учреждений и др).
13. История возникновения и развития идей дошкольного воспитания и образования в мировой и отечественной науке и практике.
Отрасль наук:
педагогические науки.